Храм Святого Благоверного князя Александра Невского г. Нижневартовск

КУСАКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 26.12.1920 — 18.12.1973 (автор Илья Резник)

Автобиография.

Я Кусакин Алексей Васильевич, родился в 1920 году 26 декабря в хуторе Чернышове, Шовгеновского района, Адыгейской автономной области, Краснодарского края, в семье крестьян-бедняков.

До 1917 года мой отец Кусакин Василий Тихонович и мать Кусакина Анна Максимовна, занимались земледелием по найму.

В 1918 году отец ушел добровольцем в РККА, где и погиб в г. Майкопе в 1921 году.

После гибели отца, моя мать жила у моего дедушки — Моргунова Максима Евсеевича в хуторе Чернышове.

В 1928 году я поступил в начальную школу х. Чернышова, где проучился до 1937 года, окончив 7 классов.

В 1938 году с киномехаником Маликом Михаилом Ивановичем (в то время он работал киномехаником в Чернышовском с/с) учился на киномеханика, и 15 мая 1938 года в г. Армавире сдал экзамен, после чего один год работал киномехаником от Крас.кино по Дукмасовскому с/с.

В 1939 году работал бригадиром полеводческой бригады колхоза «Красный партизан» х. Чернышов.

7 октября 1940 года добровольцем ушел служить в армию, был зачислен в 70-ю Краснознаменную армию, 329 стрелковый полк, который находился в г. Ленинграде (проспект Карла Маркса 64).

Я служил до войны со званием ефрейтор, в 1942 году получил звание сержант на должности помощника командира взвода.

1 января 1942 года я и Колос Василий Пантелеевич (с Орджоникидзевского края с. Большая Джалга) были переброшены на Ладожскую трассу для транспортировки боеприпасов и продовольствия в блокированный противником Ленинград. Там был зачислен в 138 О.С.Б(Отдельную стрелковую бригаду) село Кабона. В июне 1942 года был переброшен в Ленинград, где был зачислен в 6-й с.п. 274 с.д. (точно не помню) 2 батальон, 9 рота, 1 взвод, на должность помощника командира взвода.

1942 год, 26 августа, в период  неравного боя, я был с группой бойцов и командиром роты в разведке, в тылу у немцев, от линии фронта до 2 километров деревни Старо-Паново под Ленинградом. Где был ранен в левую ногу (перелом кости), правую сторону головы, и глаза. Немцы вели массированный обстрел переднего края в течении 3-х часов после чего пошли в наступление (под деревней Старо-Паново). В нашем направлении, где это все происходило, осталось семь человек. Командир роты, младший лейтенант, я и четыре бойца.  По приказу ком. роты мы бросились на немцев с гранатами в руках, но поскольку силы были не равны, в живых остался я один, раненый разрывом гранаты в правую сторону головы и глаза, где осколок находится и сейчас. С двух часов дня, и до пяти часов, я раненый, не бросив оружия и не уходя с поля боя, поливал пулеметным дождем надвигающуюся свару немцев, часто забрасывая их гранатами. Это длилось до тех пор пока противник не разгадал моего упорства. Трое немцев обошли меня с тылу и в тот момент, когда я бросил последние две гранаты и пятясь задом в подкоп, один из них ударил меня прикладом по голове и поволок по тропинке к своим. Таким образом, в этот несчастный, лично для меня день, 26 августа 1942 года,  я попал в плен в деревню Старо- Паново под Ленинградом.

После изъятия осколков и допроса, меня бросили в подвал в поселке Ленина, где я пробыл два дня, после чего увели на пересыльный пункт, где я пробыл более одного месяца, а в ноябре 1942 года, меня с группой других военнопленных забрали в деревню Минулово, где пришлось под угрозой работать на ремонте дорог до апреля 1943 года, а с апреля 1943 года нас увезли в Гатчину, где я пробыл две недели, после чего увезли в Нарву , а из Нарвы, нас 40 человек попали на работу прессовать сено в деревню Александровская горка.

За совершенный побег 27 августа 1943 года меня отправили в концлагерь, где я получил 50 розг и работал на дроблении камня для дорог. 15 октября меня направили в город Лауэнбург Латвийской ССР, где я находился в лагере военнопленных до 29 декабря 1944 года. Я заболел воспалением легких, так как приходилось работать босым.

Находился в госпитале военнопленных до  марта 1945 года. 28 февраля 1945 года нас перевезли в г. Либау (г. Лиепая) Латвия, оттуда пароходом отправили в г.Гитрафен (?) под Данциг . В марте мое здоровье улучшилось.

10 марта под городом Фрауэнбург, в 20 километрах, я бежал из плена, обратился к командиру танкового полка 8-го корпуса, который направил меня в городскую  комендатуру г.Фрауэнбурга, где был ровно один месяц, и 13 апреля был проверен контрразведкой г. Фрауэнбурга.

14 апреля 1945 года принял присягу и был зачислен в 321 полк 101 гвардии стрелковой дивизии, где с ней участвовал в боях за взятие г. Штольпа, г.Штральзунда,   острова Рюген и др.

24 января 1946 года нашу часть перебросили из города Штральзунда в г.Новохоперск Воронежской области. Зачислен при первом ботальоне третьей роты в качестве художника.

10 мая 1946 года демобилизован,19 мая я приехал на родину в х.Чернышов. Выезжал в Нефтегорский район на работу, но так как не нашлось квартир, я вернулся в Чернышовский с/с, и 13 июля принял работу Заведующего «Избой читальней», а с 25 февраля 1947 года работал секретарем с/с по настоящее время, т.е до 26 августа 1947 года.

От себя

Мой прадед, Кусакин Алексей Васильевич, был замечательным, образованным, начитанным и добрым человеком, прекрасным художником, о котором до сих пор сохраняется добрая память у его односельчан. Оказавшись в плену у врага, претерпев там страшный голод и побои, прадедушка не любил вспоминать о войне, слишком горькая память… После возвращения домой его не однократно вызывали в органы государственной безопасности на допросы, его односельчанина за плен отправили в тюрьму. Очень много зависело от первоначального допроса «особистов», когда военнопленные пересекали линию фронта, лишь однажды Алексей Васильевич обмолвился, что особисты тоже бывают порядочные люди, такой встретился и на его пути.

Мама прадедушки, Кусакина Анна Максимовна, была глубоко верующим человеком, и всегда молилась за своего единственного сына Алексея, не теряя надежды, за столько лет, не получив ни одной весточки. Ее молитва сохранила ему жизнь, ведь много раз он был на волосок от гибели, и лишь чудо спасало его.

Эту автобиографию мы нашли уже спустя много лет после смерти прадеда, его не стало 18 декабря 1973 года.

Я горд, что являюсь потомком одного из героев Великой Победы!

Поделиться ссылкой: