Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена

Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена

Две­на­дца­то­го июля Цер­ковь чтит па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, этот празд­ник пред­ва­рял пер­вый из двух лет­них по­стов Пет­ров, по­чти ме­сяц ве­ру­ю­щие го­то­ви­лись к этой да­те, как к боль­шо­му празд­ни­ку. По­че­му? За что мы по­чи­та­ем апо­сто­лов, в чем за­клю­ча­лась мис­сия Пет­ра и Пав­ла? Об этом рас­суж­да­ет кан­ди­дат физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских на­ук и диа­кон Ни­ко­лай Со­ло­дов.

Ред­ко кто вспом­нит те­перь, что ко­гда-то Пет­ра и Пав­ла зва­ли по-дру­го­му. Петр «по пас­пор­ту» был Си­мо­ном, бо­лее точ­но Ши­мо­ном, как Ши­мон Пе­рес, а Па­вел — Сав­лом, или Са­у­лом (Ша­у­лом), как пер­вый царь Из­ра­и­ля. Их ев­рей­ские име­на за­сло­ни­ли име­на ин­тер­на­цио­наль­ные: Петр, по-гре­че­ски ка­мень, и Па­вел, от ла­тин­ско­го ма­лень­кий. Во Хри­сте нет ни гре­ка, ни ев­рея, ни рус­ско­го, ни та­джи­ка, ни та­та­ри­на. Но пре­одо­ле­ние на­цио­наль­ных гра­ниц да­лось пер­вым хри­сти­а­нам иуде­ям не лег­ко. Для это­го бы­ла необ­хо­ди­ма глу­бо­кая пе­ре­строй­ка со­зна­ния — про­цесс, ко­то­рый от­ра­зил­ся да­же на име­нах.

Пе­ре­ве­сти ве­ру на язык дру­го­го на­ро­да — де­ло чрез­вы­чай­но слож­ное. Да­же в хри­сти­ан­ской Ев­ро­пе пра­во­сла­вие до­ступ­но лишь очень немно­гим — до се­го дня оно су­ще­ству­ет толь­ко на рус­ском, серб­ском, гре­че­ском… На немец­ком язы­ке пра­во­сла­вия прак­ти­че­ски нет. Пе­ре­во­ды бо­го­слу­жеб­ных книг — есть, а пе­ре­во­да ве­ры на язык куль­ту­ры, так чтобы оно пе­ре­ста­ло быть чем-то чу­же­род­но-эк­зо­ти­че­ским, — нет. И пра­во­слав­ные церк­ви рас­смат­ри­ва­ют­ся в Гер­ма­нии лишь как осо­бая фор­ма са­мо­вы­ра­же­ния на­цио­наль­ных мень­шинств. Еще ху­же де­ло об­сто­ит в Ки­тае или Та­и­лан­де: ес­ли куль­ту­ра «не зна­ет» Еван­ге­лия, то про­по­ве­ди не на что опе­реть­ся. При­хо­дит­ся на­чи­нать с чи­сто­го ли­ста. Пред­ставь­те се­бе, что вам на­до рас­ска­зать ки­тай­цам о пра­во­сла­вии. С че­го бы вы на­ча­ли?

Од­на­ко про­бле­мы совре­мен­ных мис­си­о­не­ров все же не слиш­ком ве­ли­ки в срав­не­нии с вы­пав­ши­ми на до­лю пер­вых апо­сто­лов. Ве­ра Хри­сто­ва за несколь­ко де­ся­ти­ле­тий рас­про­стра­ни­лась по всей Рим­ской им­пе­рии. Ма­лень­кая иудей­ская сек­та пре­вра­ти­лась в первую (и по су­ще­ству един­ствен­ную) ми­ро­вую ре­ли­гию. Горст­ка уче­ни­ков пре­об­ра­зи­лась во Все­лен­скую цер­ковь. Это бы­ло чу­до. Но чу­до это бы­ло со­вер­ше­но ру­ка­ми лю­дей — апо­сто­лов, по боль­шей ча­сти про­стых ры­ба­ков. Они по­лу­чи­ли осо­бый дар и при­зва­ние — со­зи­дать Цер­ковь — свя­тую, со­бор­ную, апо­столь­скую. Пер­вы­ми сре­ди апо­сто­лов мы на­зы­ва­ем Пет­ра и Пав­ла, пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов.

Чем же вы­де­ля­ет­ся их роль в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства? Ведь не на­зы­ва­ют пер­во­вер­хов­ны­ми ни Иоан­на Бо­го­сло­ва, ни еван­ге­ли­ста Мат­фея, ни Иа­ко­ва, пер­во­го епи­ско­па Иеру­са­ли­ма. Все апо­сто­лы тру­ди­лись над од­ним де­лом, все они сви­де­тель­ство­ва­ли о Хри­сте, но слу­же­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла бы­ло осо­бен­ным уже по то­му, что им бы­ло суж­де­но пе­рей­ти чрез­вы­чай­но важ­ные гра­ни­цы. Апо­столь­ство и все­гда есть пе­ре­хож­де­ние гра­ниц: по­слан­ный от Бо­га об­ра­ща­ет­ся к «внеш­ним», к тем, кто еще за гра­ни­цей Церк­ви; он вы­хо­дит за уста­нов­лен­ные ру­бе­жи об­щи­ны, чтобы про­све­тить и спа­сти тех, ко­то­рые еще во тьме. Очень ча­сто гра­ни­цы эти бы­ли гео­гра­фи­че­ски­ми: апо­стол Фо­ма про­по­ве­до­вал в Ин­дии, рав­ноап­о­столь­ная Ни­на в Гру­зии, рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай (1836-1912) в Япо­нии, рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир кре­стил Русь. Но от­нюдь не все­гда пу­ти про­по­ве­ди озна­ча­ли про­стран­ствен­ное пе­ре­ме­ще­ние: апо­сто­лу Пет­ру вы­па­ло пер­во­му об­ра­тить­ся к языч­ни­кам, а не к иуде­ям, и это был важ­ней­ший ру­беж, хо­тя он и не был со­пря­жен с даль­ни­ми пу­те­ше­стви­я­ми. Иуде­ев, из­бран­ный на­род от­де­ля­ли от невер­ных мно­го­ве­ко­вые уста­нов­ле­ния — пе­рей­ти их бы­ло слож­нее, чем уехать на край све­та. Не слу­чай­но, чтобы ре­шить­ся на про­по­ведь языч­ни­кам Пет­ру по­на­до­бил­ся осо­бый знак — ви­де­ние, в ко­то­ром Гос­подь три­жды по­вто­рил, об­ра­ща­ясь к Пет­ру, не гну­шать­ся ни­чем из то­го, что Он очи­стил. Петр про­по­ве­до­вал Кор­ни­лию сот­ни­ку, и, укреп­ляя ре­ши­мость апо­сто­ла, Дух Свя­той со­шел на сот­ни­ка и быв­ших с ним, ко­гда они еще не бы­ли кре­ще­ны во­дой. Петр сде­лал пер­вый шаг, не все хри­сти­ане (то­гда по­го­лов­но иудеи) одоб­ри­ли его на­чи­на­ние. Про­дол­жил же де­ло про­све­ще­ния на­ро­дов «апо­стол языч­ни­ков» Па­вел.

Пер­во­вер­хов­ный апо­стол Па­вел не был в от­ли­чие от Пет­ра спут­ни­ком Спа­си­те­ля в Его зем­ной жиз­ни. Не был он сви­де­те­лем чу­дес и ис­це­ле­ний, не по­лу­чал от Иису­са Хри­ста обе­то­ва­ний, по­доб­но стар­ше­му из две­на­дца­ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со­зи­жду Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее, и дам те­бе клю­чи Цар­ства Небес­но­го, и что свя­жешь на зем­ле, бу­дет свя­за­но на небе­сех…» (Мф.16:18-19) — по­чти невме­сти­мые сло­ва! Рим­ские пер­во­свя­щен­ни­ки не вы­дер­жа­ли их вы­со­ты. По тра­ди­ции они счи­та­ли се­бя на­след­ни­ка­ми Пет­ра, и, от­но­ся сло­ва Гос­по­да к се­бе, со вре­ме­нем на­ча­ли по­чи­тать се­бя без­греш­ны­ми на­мест­ни­ка­ми Хри­ста на зем­ле.

Апо­стол Па­вел, на­про­тив, по­на­ча­лу был го­ни­те­лем хри­сти­ан и рев­ни­те­лем фа­ри­сей­ства. Не уве­ро­вал он и по­сле рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля. И толь­ко осо­бое по­се­ще­ние Бо­жие, ко­то­ро­го Савл спо­до­бил­ся на пу­ти в Да­маск, ку­да он шел пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых, по­вер­ну­ло его вспять. И вот он уже рев­ност­ный про­по­вед­ник Еван­ге­лия, про­све­ти­тель языч­ни­ков, на­став­ник об­ра­щен­ных.

По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла в раз­ные го­ро­да со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть книг Но­во­го За­ве­та, его по­уче­ния це­ни­ли во все вре­ме­на, их по­сред­ством про­дол­жа­ет бе­се­до­вать с на­ми апо­стол, жив­ший по­чти два ты­ся­че­ле­тия на­зад. Пись­ма эти чрез­вы­чай­но бо­га­ты со­дер­жа­ни­ем, хо­тя и тре­бу­ют боль­ше­го тру­да для уяс­не­ния, чем дру­гие но­во­за­вет­ные кни­ги. Через них при­шел ко Хри­сту бла­жен­ный Ав­гу­стин, не жа­ле­ет хва­леб­ных слов об апо­сто­ле Пав­ле Иоанн Зла­то­уст. Но и глу­би­на пав­ло­ва бо­го­сло­вия та­ит не мень­шие опас­но­сти, чем вы­со­та вла­сти Пет­ра. Од­но­бо­кое тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­сто­ла при­ве­ло Лю­те­ра к укло­не­ни­ям от пра­вой ве­ры, и до се­го дня про­те­стан­ты ни на что дру­гое так охот­но не ссы­ла­ют­ся, как на по­сла­ние Пав­ла к Рим­ля­нам, ухит­ря­ясь про­ти­во­по­став­лять его все­му осталь­но­му Пи­са­нию.

Тру­да­ми апо­сто­лов Бог при­зы­ва­ет все на­ро­ды в Свое Цар­ство. На­чи­на­ли свой жиз­нен­ный путь пер­воап­о­сто­лы со­всем по-раз­но­му: хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ный иудей из ма­ло­азий­ско­го го­ро­да Тар­са Па­вел и га­ли­лей­ский ры­бак Петр, с раз­ных сто­рон по­до­шли они к об­ще­му де­лу, но скон­ча­ли зем­ную жизнь они оба в Ри­ме, уби­тые во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при Нероне — го­ни­те­ли не до­стиг­ли сво­ей це­ли, спа­си­тель­ное уче­ние быст­ро рас­про­стра­ня­лось по всей все­лен­ной. Через две­ри, от­кры­тые пер­во­вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми вхо­ди­ли в Цер­ковь на­ро­ды се­ве­ра и юга, за­па­да и во­сто­ка.

Диа­кон Ни­ко­лай Со­ло­дов

 

Поделиться ссылкой: