Храм Святого Благоверного князя Александра Невского г. Нижневартовск

Празднование 800-летия Александра Невского

 

 

 

 

 

Точная дата рождения Александра Невского не установлена. Принято считать, что он родился 13 мая 1221 года в Переславль-Залесском. Его отец, Ярослав Всеволодович, тогда занимал в этом городе княжий стол. Александр был вторым из примерно 12 детей князя Ярослава Всеволодовича и его второй жены, торопецкой княжны Ростиславы Мстиславовны. У пары было по разным данным 8 или 9 сыновей и 2 или 3 дочери. Александр Невский является прямым потомком первых русских князей Рюриков, как по отцовской, так и по материнской линии.

Отец провёл обряд посвящения Александра Невского в воины, когда тому было всего 4 года

По одной теории, мальчик получил свое имя в честь великомученика Александра — и действительно, в тот период на Руси детям чаще всего давали имена по святцам (календарь с указанием имен празднуемых святых на определенную дату), считалось, что таким образом младенец приобретает небесного покровителя. По другой версии, новорожденный князь получил свое имя в честь Александра Македонского. Эта теория также не лишена оснований, так как удивительным образом на Руси были распространены некоторые сюжеты, связанные с личностью Александра Македонского.

Когда Александру исполнилось всего 8 лет, а его брату Федору — 10, отец направил их на княжение в Великий Новгород (на тот момент времени — второй по значению на Руси после Киева). Управление большим населенным пунктом давалось молодым князям тяжело. Большую часть дел выполняли бояре.

Главным наставником Александра выступает боярин Федор Данилович. Именно он помогает мальчику осваивать грамоту, историю, этикет. Для изучения правовой системы князь регулярно присутствует на судах — выслушивает жалобы людей и помогает решать конфликты.

Спустя три года, когда Федор умирает, 11-летний Александр уже имеет представление о порядке управления людьми. Тем не менее, до 1236 года в вопросах власти ему содействует отец. После отъезда Ярослава в Киев, переходя рубеж 15 лет, Александр становится полноценным и единственным правителем Новгорода.

Перед отъездом Ярослав Всеволодович собирает вече и вручает сыну меч — символ наместника — со словами:

«Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою. Бог дал тебе старейшество между братьями, Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле русской».

  Сам Александр Невский вступил в брак в 18 лет. Его женой стала полоцкая княжна Александра Брячеславовна. Венчание молодых прошло в Торопце. У них было 4 сына (Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил) и дочь (Евдокия).

Одной из самых известных битв Александра считается Невская битва — она же является его первым серьезным сражением. На тот момент — в 1240 году князю было всего 19 лет.

Новгород, всегда бывший вольным городом, выгнал князя, и тот отправился в Переяславль. Однако, когда шведская армия подошла к новгородским землям, новгородцы попросили Александра Невского вернуться обратно, отказавшись от кандидатуры его брата Андрея. Именно после вышеописанных событий Александром Невским вскоре была выиграна битва на Чудском озере, вошедшая в историю, как Ледовое побоище.

Папа Римский неоднократно предлагал принять католичество

Есть сведения, что Александру Невскому пришло два письма, написанных папой Римским. Сначала ему предложили подчиниться римскому престолу взамен на содействие в урегулировании ситуации с тевтонцами, если татары нападут на Русь.

Во втором письме князю намекают на его согласие принять веру, и возвести храм в Пскове, а также настаивают на встрече с архиепископом Прусским, оправленным папой к нему на поклон. Но Александр отказал посланникам в довольно грубой форме.

Он остался единственным правителем в Европе, не согласившимся на договор с Римом и католической церковью.

Александру было 26 лет, когда умер его отец, князь Ярослав.

Смерть Ярослава была неслучайной, он скончался в Каракоруме, куда его вызвал монгольский хан Гуюк.

Есть предположение, что Ярослав был отравлен. После его кончины юг Руси остается за Невским. Однако Русь совсем недавно пережила татарское нашествие, после которого Киев утратил свое стратегическое значение. По этой причине Александр остается в Новгороде.

Александра Невского многие историки упрекают в том, что он не участвовал в битвах с татарами. Возможно, они не придают большого значения тому, что князь в этот период оберегал Русь на ее западных границах, и это отлично у него получалось. Именно этот князь со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.

У Александра Невского получилось установить нормальные отношения с Ордой. Они были даже дружественными, если сравнивать с другими князьями.

Скорее всего, Батый уважал Александра, ведь тот выиграл каждую свою битву. За время визитов князь сумел найти себе друга в лице сына хана Батыя – Сартака. Они стали настолько близки, что побратались. Именно так Александр Невский стал признан «приёмным сыном» Великого хана.

Его усилиями православная епархия была открыта даже на территории Золотой Орды.

В 1262 году во многих городах Руси вспыхнули восстания. Люди перебили послов от хана для сбора дани. За такой проступок хан Берке потребовал от них военных отрядов.

Александр Невский поехал в Орду, чтобы переубедить хана. Он провел там почти год, а за это время сильно подорвалось его и так не крепкое здоровье. Он, к сожалению, вскоре скончался по дороге к дому.

Существует версия, что он не просто заболел, возможно, татары его отравили во время пребывания. Другое предположение заключается в том, что отравление было делом рук Римского папы. У каждой из теорий есть свои недостатки, на данный момент они остаются только предположениями.

Возвращаясь больным от Орды, Александр Невский в возрасте 42 лет умер. Произошло это в г. Городце 14 ноября. Перед смертью, он принял схиму под именем Алексия.

Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.

Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Церковное почитание великого воина и правителя началось сразу после его кончины. Есть предание о чуде, случившемся при его погребении: когда Митрополит Кирилл хотел вложить в руку покойного духовную грамоту, тот протянул руку, как живой, и взял ее самостоятельно.

Официально церковь, высоко ценившая заслуги князя в сохранении православия на Руси, канонизировала Александра в 1547 году как Святого Благоверного князя, который в годы своего правления руководствовался высшими христианскими добродетелями, а не корыстью или жаждой власти.

Не существует достоверных прижизненных портретов Александра, а его изображения на иконах, описания в летописях и других источниках рознятся. Отмечается, что князь был красив, плечист, имел вьющиеся волосы и носил бороду. Насколько это достоверно – большой вопрос. В свою очередь, на посмертном покрывале князя различимы восточные черты, что хорошо вяжется с происхождением его матери.

А привычный нам облик князю подарил Николай Черкасов, исполнивший его роль в фильме «Александр Невский» (1938).

Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг.

Сказание же гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).

После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.

Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.

В 1721 году Петр I решил освятить день заключения мира со шведами переносом мощей полководца из Владимира (где он был захоронен) в новую Северную столицу — Петербург.

30 августа 1724 года мощи были установлены в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры.

В 1922 году саркофаг с мощами был вскрыт и разделен — так, мощи отправили в Государственный музей истории религии и атеизма (на территории Казанского собора), а серебряную раку — в Эрмитаж. В настоящее время рака остается в Эрмитаже, сами же мощи в 1989 году возвращены в Троицкий Собор.

Дни памяти благоверного князя:

— 5 июня,

-12 сентября

— 6 декабря.

Русские люди свято чтят заслуги князя Александра Невского перед Отчеством. Орден его имени являлся одной из высших наград Российской империи с 1725 по 1917 год. Орден состоял из знака-креста с характерными двуглавыми орлами между концов креста и серебряной звезды.

Петр I намеревался учредить его в качестве награды за ратные подвиги. Но Екатерина I использовала его для награждения гражданских лиц.

В начале XX века этот орден был традиционной наградой государственным деятелям, которые посвятили служению России не один десяток лет.

В 1942 году орден Александра Невского получил второе рождение. Он был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР как награда офицерам Красной Армии за личное мужество, отвагу и командование подразделением, которое обеспечило успех в сражении. В период ВОВ этот орден был вручен более 40 тыс. человек.

После распада СССР орден остался в системе наград Российской Федерации, но до 2010 года не имел статуса, поэтому для награждения не использовался. Сегодня он является общегражданской наградой. Его дизайн соответствует дореволюционному виду.

 

В литературе первое упоминание о князе появилось благодаря летописцу, его современнику. Святитель Димитрий Ростовский написал труд «Житие Александра Невского», который относится к бесценным памятникам Древней Руси.

В 1937 г. Константин Симонов (автор романа «Живые и мертвые») написал поэму «Ледовое побоище» — как предчувствие надвигающейся войны.

В 1952 году Василий Ян опубликовал повесть «Юность полководца».

В 1977 году вышла повесть «Господин Великий Новгород» 

Д. М. Балашова, рассказывающая о жизни князя.

В живописи образу Александра Невского уделено много внимания.

 

 В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Самыми известными памятниками, посвященными великому князю, находятся в:

Как изображают святого князя Александра Невского на иконах?

Изображения можно условно разделить на два вида:

  • — одни отражают его духовную сторону;
  • — на других он представлен великим воином и защитником Отечества

Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении – новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии (Новгородский музей-заповедник).

На первых — зрелый человек, много испытавший за свой короткий век, схимник, физически еще крепкий. Благородная осанка не скрывает происхождения, но земные страсти более не борют его, внутренний взор уже обращен к Небу. Он часть воинства небесного и несет молитвенный подвиг за земное Отечество. На многих иконах он прижимает десницу к сердцу  в знак того, что оно наполнено любовью и  принадлежит Творцу. Никакого оружия – теперь его главное оружие молитва. Облачен в схиму, расшитую крестами.

Другие иконы рассказывают нам о его земном подвиге, на них он представлен доблестным воином, победителем.

Внешность богатырская, густые вьющиеся волосы, черты лица изящные, волевой подбородок обрамлен красивой славянской бородкой. Княжеские одежды украшают его сильное тело, взгляд решительный, но не горделиво смотрит, а задумчиво, в размышлениях о судьбах своей великой Родины.

В левой руке его меч, в правой — либо знамя с изображением «Спаса нерукотворного», либо крест, как знак того, что он готов умереть с мечом в руке за Господа Иисуса Христа, за други своя и Отечество.

Со щитом его как воина изображают редко, видимо оттого, что не ждал и не боялся нападения, а сам шел в атаку со знаменем. А вот в кольчуге и в латах изображений довольно много.

Поделиться ссылкой: